Воспоминания
Наталья Михайлова
Я верю!
Наталья Михайлова
Пианист, концертмейстер, парапсихолог, музыкотерапевт
Член Союза целителей Латвии
(Латвия, Рига)
Я познакомилась с Аркадием Павловичем Астровым в 1964 году. В том году я со своими родителями переехала из Москвы в Ригу и пошла учиться в 13 Рижскую среднюю школу, где подружилась с дочкой Аркадия Павловича Стеллой. Когда Стелла первый раз меня пригласила в гости, я очень волновалась — ведь я иду в дом, где живет настоящий артист! Смешно сказать, но Стелле я в этом не могла признаться. Итак, мы поднялись на 5 этаж и вошли в квартиру. В небольшой прихожей был мягкий рассеянный свет и пахло... книгами. Я всегда очень любила (да и сейчас люблю) этот запах – запах книг. Его ни с чем нельзя сравнить и спутать.
Стелла шепотом сказала: “Папа работает...” — и мы на цыпочках прокрались на кухню.
Через час с лишним Аркадий Павлович появился и весело сказал: “Девочки! давайте чай пить!” Мне сразу он очень понравился. Понравился его голос, обаятельная манера вести беседу. Про себя я подумала: и нисколько он не зазнайка. В то время мне казалось, что все артисты воображалы и зазнайки.
И я с нетерпением стала ждать очередного приглашения в гости к Стелле – ведь теперь у меня была мечта — попросить у Аркадия Павловича почитать какую-нибудь книгу.
Сие знаменательное событие произошло только через год! Причем Аркадий Павлович сам выбрал для меня книгу — это была “Работа актера над собой” Станиславского. Несомненно, мне было трудно тогда осознать все написанное в ней, но я впервые соприкоснулась с пониманием ВЕЛИКОГО ДЕЙСТВА на сцене...
...Могла ли я, шестиклассница, ученица музыкальной школы, представить тогда, что знакомство с этой книгой поможет мне в выборе профессии?.. Что много лет спустя я не раз буду выступать на сцене и как солистка, и как концертмейстер вокала, и, наконец, как коллега Аркадия Павловича, участвуя в литературно-музыкальных спектаклях Рижского Театра поэзии...
…А тогда мне было задано разучить Дебюсси “Лунный свет”, и я готовилась к открытому экзамену... Еле живая от страха я шла к роялю... но тут вспомнился отрывок из «Работы» Станиславского и пояснения Аркадия Павловича... И это спасло от провала... Я сдала тот экзамен на отлично — благодаря этому доброму человеку, который не побоялся выпустить из дома такую бесценную и редкую по тем временам книгу, доверив ее девочке-подростку!.. Кстати, Астров всю жизнь собирал свою замечательную классическую библиотеку, и мне известно, что его дочь и внук бережно сохранили большую часть ценных книг Аркадия Павловича, среди которых я с радостью увидела свою старую знакомую в светло-сером переплете...
Когда я училась уже в музыкальном училище, Астров предложил мне участвовать в камерных спектаклях созданного им Рижского Театра поэзии. Это был чтецкий дуэт — Аркадий Павлович со Стеллой, их парное чтение стихов на музыке. Меня восхитила его идея – он мне предложил не обычное концертмейстерство, а роль участника спектакля! И началось наше удивительное и плодотворное сотрудничество!
Аркадий Павлович придумал сценарий-композицию по сонетам Шекспира. И доверил мне подобрать к ним музыку Бетховена. Меня вдохновляло его доверие ко мне, к моему музыкальному вкусу. Наш репертуар рос, появились и другие музыкально-поэтические спектакли — по стихам Марины Цветаевой и Анны Ахматовой, по книге стихов «Кинематограф» Юрия Левитанского на музыку Рахманинова, Скрябина и Шопена.
Аркадий Павлович был творческим человеком и обладал редким качеством — он УМЕЛ СЛУШАТЬ! Он не был музыкантом, но великолепно чувствовал ритмику. Он учил нас слушать партнеров, попадать в тон друг другу, правильно дышать. Работа с Аркадием Павловичем дала мне огромный опыт, который мне очень помог в моей дальнейшей творческой жизни. Несомненно, в нашей работе мы использовали мою любимую книгу “Работа актера над собой”, которую Аркадий Павлович посоветовал мне в детстве. Впрочем, в отличие от автора этой книги с его легендарным «Не верю», — режиссер Астров каждым своим движением, каждым словом и жестом выражал нам, своим молодым ученикам и коллегам, доверие. Он был терпеливым педагогом, поправлял нас тактично и не обидно, а объяснял легко и образно. Он верил нам и верил в нас! И мы старались это доверие оправдать.
Я счастлива и горда тем, что знала и работала с этим талантливым актером, режиссером и добрым человеком. И никогда не забуду о нем!
Читать далее: Воспоминания