Биография
Аркадий Павлович Астров был известным латвийским театральным актером, режиссером, мастером художественного слова, специалистом по риторике и ораторскому искусству, педагогом, художником и поэтом. В 2012 году ему исполнилось бы 90 лет. В честь юбилея создан этот мемориальный сайт.Поэзия — «небесный гость»
Аркадий Павлович Астров родился 4 сентября 1922 года в городе Богодухове Харьковской области Украины в семье врачей. До 1941 года жил с матерью в Харькове. Осенью был эвакуирован в Нижний Тагил, где работал токарем на танковом заводе, был комсоргом цеха. В семейном архиве бережно хранятся награды Аркадия Павловича, которыми он очень гордился: нагрудный знак «Отличник Нарком-танкпрома», 1943 г. и юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 1995 г.
Летом 1944 года Астров был принят в театральную студию Нового Театра, находившегося в то время в эвакуации на Урале. Вместе с театром был реэвакуирован в Ленинград (ныне — Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета). Окончил студию в 1947 году и по направлению приехал в Ригу — на работу в качестве актера русской труппы Театра юного зрителя. Вот запись из трудовой книжки: «Сентябрь 1947 — август 1971 ведущий актер Государственного театра юного зрителя Латвийской ССР». Многие свои сценические роли Астров вылепил из пластилина — длинный ряд фигурок-образов, рожденных почти за четверть века служения театральному искусству...
Роли в театре
|
Работая в ТЮЗе, в 1959 году заочно закончил филологический факультет ЛГУ. Его дипломная работа тоже была посвящена театру и драматургии: «Литературно-сценический анализ трилогии А. К. Толстого» (исторические трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис»).
Молодежный поэтический Театр
После ухода из ТЮЗа Аркадий Павлович Астров выступал в качестве исполнителя сольных литературных концертов, читая со сцены поэтов-классиков, современников, играя отрывки ролей из спектаклей. Он посвятил себя также режиссуре, педагогике и лекционной работе. Вплоть до 90-х годов Астров проводил консультации, групповые и индивидуальные тренинги по риторике и ораторскому искусству. Этой теме посвящены многие его лекции и статьи.
Есть в Старой Риге, на улице Амату 5, красивое старинное здание — Малая Гильдия. А тогда, много лет назад, в этом здании располагался Дом культуры Латвийского республиканского Совета профсоюзов. У многих рижан это красивое место ассоциируется с Аркадием Астровым — основателем и режиссером Молодежного поэтического Театра (1964—1977). Астров был автором сценариев и постановщиком литературно-музыкальных спектаклей, организатором гастролей своего коллектива в Литву, Эстонию, Калининград. Астров был кумиром студенческой молодежи Прибалтики.
Рижский Театр поэзии
В 1975 году при Латвийской Государственной филармонии Астров основал профессиональный Рижский Театр поэзии, где он был и автором сценариев литературно-музыкальных спектаклей, и режиссером-постановщиком, и исполнителем, причем выступал вместе со своими учениками. В дальнейшем Рижский Театр поэзии трансформировался в один из немногих в то время чтецких дуэтов: Аркадий Астров и его дочь Стелла Астрова.
Дуэт концертировал на сценах Латвийской государственной филармонии и Латвийской государственной консерватории (ныне Латвийская музыкальная академия им. Язепа Витолса), в Доме работников искусств Латвии, на всех крупных фабриках и заводах, в школах и техникумах, в пансионатах и санаториях Юрмалы, на морских судах, на открытых эстрадах Риги... А после Атмоды — в Рижском концертном зале «Ave Sol», в старинном особняке Ассоциации национально-культурных обществ Латвии (АНКОЛ), в Доме Рижской еврейской общины, а также в других крупных залах Латвии.
Литературно-музыкальные спектакли в 2-х отделениях:
- «В сердцах, исполненных любви» — по сонетам Шекспира
- «У меня в Москве купола горят» — по стихам Марины Цветаевой
- «Великие женщины-поэтессы» — по стихам Марины Цветаевой и Анны Ахматовой
- «Серебряный век» — Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Борис Пастернак
- «Персидские мотивы» — цикл стихов Сергея Есенина и рубаи Омара Хайама
- «Маленькие поэмы» — «Медный всадник» и «Граф Нулин» А. С. Пушкина, «Степан Разин» Марины Цветаевой, «Реквием» Анны Ахматовой, «Дума про Опанаса» Эдуарда Багрицкого, «Приданое» Дмитрия Кедрина, «Мастера» Андрея Вознесенского, «Раненый ангел» Майи Борисовой
- «Этюды о Победе» — по стихам и песням о Великой Отечественной войне
- «Поэзия "шестидесятников"» — по стихам Беллы Ахмадулиной, Булата Окуджавы, Бориса Слуцкого, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Новеллы Матвеевой
- «Поэты мира — в переводах» — Пьер-Жан Беранже, Жак Превер, Роберт Бёрнс, Людвик Ашкенази, Александр Чак
- «Кинематограф» — по стихам Юрия Левитанского
- «Я сегодня рисую Ригу» — русские поэты Латвии и латышская поэзия в русских переводах
Театральная студия МКЛ
Этот юбилейный концерт, который состоялся в Доме Рижской еврейской общины, прошел с аншлагом. Астрова пришли послушать не только его сверстники и люди средних лет, — на вечере собрались старшеклассники! Это были ученики Рижской Пурвциемской гимназии, где Астров вел факультатив, преподавая этику и историю искусств.
И, конечно, звучали поздравления любимому режиссеру и педагогу от участников Театральной студии при Молодежном клубе Латвии (МКЛ). Этот творческий коллектив, которым Астров руководил с конца 1990-х и до 2002 года, был его поздним, любимым, талантливым ребенком. Который, надо сказать, отвечал своему родителю взаимностью.
«Конец весны — начало лета 2004 года... Ежедневно приезжала я в больницу к отцу, — вспоминает дочь Стелла, — и почти всегда в палате встречала его юных учеников из МКЛ. Стояли солнечные июньские дни! Каникулы! Барышням со своими мальчиками на пляж бы в Юрмалу махнуть — так нет же — они приходили с фруктами навестить своего любимого педагога Аркадия Павловича. Сидели, общались... Словно бы репетиции перекочевали сюда, в палату больницы Бикур Холим... А он радовался, слушал, спорил, шутил... забывая о болезни и до последнего дня чувствуя себя любимым и нужным».
Аркадий Павлович говорил: «Старость — это когда относишься к себе чересчур всерьез и когда начинает раздражать молодежь». Астрову была всегда свойственна самоирония, ему претила роль «мудрого старца». Он был добр, обожал общаться с молодыми, гордился их талантами, искренне радовался их творческим успехам. Видимо, в этом был секрет его душевной молодости.
«Поэзия - моя земля!»
Изданы четыре сборника стихов Аркадия Астрова:
- 1994 — «Календари»
- 1996 — «Кантата старости»
- 1999 — «Руки»
- 2001 — «Поэзия. Аркадий Астров и Елена Копытова»
Поэзия — «небесный гость»,
Моей души земная ось.
Свои стихи Аркадий Астров читал в радиоэфире и на сольных авторских вечерах. Это были уникальные поэтические мелодекламации, которые он исполнял вместе с замечательными латвийскими музыкантами. Одна из таких музыкально-поэтичесиких композиций Астрова — «Скрипичная баллада».
Музой Аркадия Павловича была его жена — Надежда Генриховна Эренбург, врач по профессии, с которой они познакомились еще в школьные годы в Харькове и провели вместе всю жизнь. Ушли они тоже вместе — в июне 2004 года. Они покоятся рядом на Рижском еврейском кладбище.